Болашақ инженерлер
Цель
Создание доступной и качественной среды дополнительного образования в сфере инженерных компетенций для учеников не менее чем 160 школ малых городов и сел, а также 27 школ моногородов.
География проекта
Задачи
  • 1
    Оснащение классов не менее 160 районных школ и 27 школ в моногородах програмно-аппаратным комплексом для изучения робототехники (конструирования, электротехники, программирования), включающим программное обеспечение, конструкторы, электронику
  • 2
    Проведение курсов повышения квалификации для педагогов не менее 160 районных школ и 27 школ в моногородах по курсу «Робототехника в начальной и средней школе» объемом 80 академических часов
  • 3
    Предоставление не менее чем 160 районным школам и 27 школам в моногородах казахстанских учебно-методических комплексов, одобренных НАО им. Алтынсарина для обеспечения качественного образовательного процесса
  • 4
    Осуществление методической поддержки школ на протяжении всего учебного года (не менее 2 академических часов в месяц, 18 академических часов за учебный год) для обеспечения качественного образовательного процесса
  • 1
    Оснащение классов не менее 160 районных школ и 27 школ в моногородах програмно-аппаратным комплексом для изучения робототехники (конструирования, электротехники, программирования), включающим программное обеспечение, конструкторы, электронику
  • 2
    Проведение курсов повышения квалификации для педагогов не менее 160 районных школ и 27 школ в моногородах по курсу «Робототехника в начальной и средней школе» объемом 80 академических часов
  • 3
    Предоставление не менее чем 160 районным школам и 27 школам в моногородах казахстанских учебно-методических комплексов, одобренных НАО им. Алтынсарина для обеспечения качественного образовательного процесса
  • 4
    Осуществление методической поддержки школ на протяжении всего учебного года (не менее 2 академических часов в месяц, 18 академических часов за учебный год) для обеспечения качественного образовательного процесса
Бюджет
1 339 668 000 ₸
Общая стоимость проекта на 4 года
Общественный фонд «Қазақстан халқына» – 673 200 тыс.тенге
Фонд развития инженерного образования – 464 508 тыс.тенге
Бюджеты местных исполнительных органов – 201 960 тыс. тенге
Расходы
Расходы Программы на 4 года (2022-2026 гг.) состоят из 2 групп затрат:
Источники финансирования
*) - Фонд «Қазақстан халқына»;
**) – Фонд развития инженерного образования;
***) – Фонд развития инженерного образования;
Методическая и техническая поддержка школ в процессе реализации образовательного процесса
*) – местные исполнительные органы
**) – Фонд развития инженерного образования
Основание
По данным Министерства образования и науки Республики Казахстан более 1000 школ открыли лаборатории робототехники, в 1700 школах работают кружки робототехники, в которых занимаются 32 тыс. учеников (менее 1% от общего количества учащихся). Для детей из сельской местности эти тенденции удовлетворения познавательных потребностей, которые не всегда могут быть реализованы в рамках школьного образования, остаются недоступными.

Для создания равных возможностей получения дополнительного образования для детей из сельской местности Фонд совместно с партнерами разработал программу «Болашақ инженерлер». Обеспечение доступности дополнительного образования для детей в сельской местности, малых городах и моногородах для изучения робототехники (конструирования, электротехники, программирования) предлагается реализовать путем создания ресурсного центра дополнительного образования по инженерным компетенциям на базе одной общеобразовательной школы в районах, малых городах и моногородах для всех детей, проживающих в населенном пункте.
Благотворительная программа инициирована, в том числе, на основе поручений Президента нашей страны К.-Ж. Токаева о развитии инженерных компетенций обучающихся и целей Министерства Просвещения по привлечению не менее 85% детей к дополнительному образованию, в том числе в сфере инженерных дисциплин, и позволяет сделать инженерное образование доступным, массовым и востребованным. программы поддержки населения не могут полностью закрыть потребности всех нуждающихся.
Актуальность и анализ ситуации
Более 50% учреждений начального и среднего образования расположены в сельской местности и/или в малых городах. В них обучается 45% детей школьников Республики Казахстан. Абсолютное большинство учреждений не имеет доступа к качественной образовательной инфраструктуре, современным методикам и организации повышения квалификации педагогов. Особенно остро этот вопрос стоит в сфере развития инженерных компетенций, которые обозначены Президентом Республики Казахстан К.-Ж. Токаевым как приоритетные для изучения детьми.

На данный момент в Республике Казахстан не выстроена доступная для сельских школ и малых городов система открытых Олимпиад и соревнований в сфере инженерных компетенций. Одна из причин – отсутствие единого образовательного пространства, стандартов и учебно-методических комплексов, позволяющих школьникам и педагогам, готовится и на равных принимать участие в соревнованиях.
При этом общий уровень оснащения школ оборудованием для развития инженерных компетенций значительно вырос, но отсутствие единого методического подхода приводит к созданию принципиально разных и порой не совместимых между собой образовательных траекторий в разных городах и областях. Именно поэтому инициаторами программы совместно с НАО им. Алтынсарина были разработаны и утверждены учебно-методические комплексы по робототехнике, которые позволят создавать единое образовательное пространство в стране.
Целевая группа благополучателей
  • Ученики 1-6 классов не менее чем 160 районных школ и 27 школ моногородов, которые получат доступ к изучению инженерных компетенций.
  • Учителя районных школ, получающие дополнительную квалификацию и, как результат, статус «наставника» и возможность улучшить материальное положение.
  • Директора районных школ, получающие возможность обеспечить дополнительную учебную нагрузку для педагогов, тем самым увеличить их доход и, как следствие, возможность привлекать дополнительные педагогические кадры
Сроки и этапы
Сентябрь 2022 – май 2026
(3 учебных года + 1 учебный год на подготовку инфраструктуры)
Текущий статус
В рамках программы 189 школ из 17 областей (187 школ по утвержденной программе и 2 школы за счет доноров):
  • оснащены программно-аппаратным комплексом для изучения робототехники (конструирования, электротехники, программирования), включающим программное обеспечение, конструкторы, электронику;
  • получили казахстанские учебно-методические комплексы, одобренных НАО им. Алтынсарина;
  • 195 педагогов школ прошли курсы повышения квалификации «Робототехника в начальной и средней школе» объемом 80 академических часов.
За счет партнера ОФ «Развитие инженерного образования» проведен косметический ремонт кабинетов в едином стиле, установлены шкафы с полками для хранения конструкторов
Так же в школах открыты кружки по робототехнике, ведется подготовка к олимпиаде для школьников (апрель 2024 года).
Открытие первого класса робототехники
Партнеры по реализации программы
Общественный фонд «Қазақстан халқына"
Национальная академия образования им. И. Алтынсарина
Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования